Оккупированные
Норвегия, Швеция, 2015 – снимается
Оккупированные
Сериал
6.3
721 оценка
Режиссёры
«Бессонница», «Нация прозака» и еще 10 фильмов
«Неуместный человек», «Джони Ванг» и еще 12 фильмов
В ролях
«Лиллехаммер», «Реприза» и еще 28 фильмов
«Богатство», «Brist» и еще 1 фильм
«Даг», «Сострадание» и еще 31 фильм
Оккупированные
Okkupert
Год производства2015
СтранаНорвегия, Швеция
Премьера в мире26 сентября 2015
Бюджет11 000 000 EUR
ВремяСерия ~ 45 минут
IMDb7.7
Сериал рассказывает о недалеком будущем, в котором с молчаливого согласия ЕС Россия оккупирует Норвегию из-за того, что вновь избранное норвежское правительство, заботясь об окружающей среде, решает свернуть добычу нефти и газа в Северном море.
Популярные рецензии
4положительных2нейтральных
Временно запрещено
Dmitry Shipilov11 ноября 2015

Триколор над фьордами: Норвегия без будущего в сериале «Оккупированные»

То, что большая политика может быть еще и источником вдохновения, стало окончательно понятно в начале этого десятилетия — жанр политической драмы прочно прописался в сетке вещания главных мировых телеканалов.

«Западное крыло», «Политиканы», «Карточный домик», «Государственный секретарь» — эти сериалы реанимировали забытый некогда в Штатах телевизионный формат, и они сегодня ничем не уступают в рейтингах зомби-хоррорам и адаптациям известных некогда фильмов в долгоиграющее телесмотрение. И если американский зритель вполне самодостаточен — для него всегда было важно, что происходит в его собственной стране, он готов смотреть на баталии республиканцев и демократов, — то американскому кинопроизводителю в пределах родного политического контекста стало уже тесно. Тем более что на горизонте вновь появился классический идеологический противник, внешняя и внутренняя политика которого вызывает массу вопросов. И вот в «Карточном домике» появляется президент Российской Федерации Виктор Петров (оригинально, да), прототип которого угадывается более чем легко — внешне все путинские ужимки переданы очень точно, а сделанная сквозной ЛГБТ-тематика и «Пусси Райот» в камео лишний раз говорят о совсем не кинематографической озабоченности американцев происходящим в России.

В Украине, где власти в патриотическом запале так и не ушли дальше запрета на показ некоторых российских сериалов, ниша политической драмы в сетке вещания основных телеканалов так и осталась незанятой. Правда, еще летом был анонсирован сериал «Слуга народа», где простой учитель превращается в главу государства, но вряд ли там можно будет ожидать поднятия каких бы то ни было серьезных вопросов сложных отношений с восточным соседом. Парадоксально, но избавляющая от советского наследия Украина по-прежнему живет по ленинским заветам — «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк», и цирк пока побеждает.

То, чего не сделали в Украине, сняли в Норвегии — еще 4 октября там стартовал первый сезон сериала «Оккупированные». Совместное производство компаний трех стран, бюджет в одиннадцать миллионов долларов, купленные права на показ еще до окончания написания сценария — складывается ощущение, что Европа ждала подобное долгоиграющее кино. Но, казалось бы, где страна фьордов, а где Россия со своими угрозами военных интервенций, но даже тихую и спокойную Норвегию со своей двухсотлетней историей демократии уже стало беспокоить стремление русских влезть во внутреннюю политику суверенных государств. Писатель Ю Несбё, сценарий которого положен в основу сериала, очень умело использовал страхи норвежцев, доставшиеся им еще со времен холодной войны, добавив к ним новые фобии — глобальное потепление и энергетическую зависимость от нефти и газа.

Итак, в недалеком будущем, когда климатические изменения обернулись природной катастрофой, норвежское правительство принимает недальновидное, на первый взгляд, решение — полностью прекратить добычу углеводородов, и сконцентрироваться на выработке слаборадиоактивного металла тория, став его основным поставщиком на энергетический рынок Евросоюза. (Эта идея, кстати, обсуждается в не имеющей атомной энергетики Норвегии с начала нулевых). Евросоюз, не довольный таким решением, руками Российской Федерации вторгается в Норвегию, выставляя одно требование — возобновить бесперебойные поставки углеводородов в страны ЕС. Планы русских, правда, несколько иные — не изменяя социальную и политическую обстановку в Норвегии, они планируют оставить контроль за добычей нефти и газа в своих руках.

Оксюморон? Это как посмотреть. И пусть по сценарию США уже вышли из НАТО, пусть власть в северной стране принадлежит зеленым, пусть еврокомиссар ведет себя не как миротворец, в этих сценарных ходах читается совсем не Норвегия.

Вот к нефтяной платформе в Баренцевом море подлетают несколько вертолетов и контроль над ней уже осуществляют совсем другие люди. Вот норвежский премьер-министр, отсматривая видео с камер наблюдения, удивляется: «Это же спецназ ГРУ, как они вообще попали на территорию нашей страны?» Вот посол РФ в Норвегии Ирина Сидорова (оригинально, да) становится жертвой покушения со стороны норвежского солдата, которого сначала похищают, а потом насильно удерживают на территории посольства России. Вот Российская Федерация заявляет о необходимости экстрадиции норвежского подданного — бывшего чеченского боевика, которого на родине ожидает уголовное преследование по обвинению в терроризме.

Знакомо, не так ли? Скорее похоже на программы новостей за последний год — Ю Несбё определенно вдохновлялся информационными телепередачами; уродливая реальность сегодня такова, что сценаристу порой не нужно придумывать оригинальных ходов, нужно всего лишь держать руку на пульсе происходящего в мире. И это всего лишь события первых трех эпизодов, а впереди еще семь, и сериал уже продлен на второй сезон — европейская публика встретила нордическое зрелище крайне благосклонно. Чего не скажешь о российском после в Норвегии, привычно заявившем для прессы о русофобии и неуместности подобных фильмов в год семидесятилетия победы во Второй мировой войне. «Хорошие сапоги, надо брать!»

При этом «Оккупированные» не являются слабой кинематографической поделкой: это действительно сильная работа с выверенными диалогами и актерской игрой (на роль российского посла пригласили Ингеборгу Дапкунайте, а работниками посольства РФ являются русскоговорящие актеры, что вселяет некую надежду, что хотя бы русские ругательства будут произноситься в сериале в уместных местах), с прекрасными операторскими решениями и хорошим саундтреком — тонкая пропагандистская составляющая запрятана там настолько далеко, что порой кажется, что ее нет и вовсе. Ну а то, что именно норвежцы первыми увидели необходимость художественно осмыслить произошедшее в Крыму и на востоке Украины — их право. Могли бы и вовсе не приглядываться — все-таки Норвегия и Россия существуют не только в разных цивилизационных пластах, но и в параллельных вселенных, да и, строго говоря, неповоротливому медведю еще Финляндию нужно перемолоть, чтобы печальная фантазия «Оккупированных» стала реальностью.

Хотя, если вдуматься, даже в каких-нибудь «Ходячих мертвецах» с «Нацией Z» реальности тоже немало — вот вроде бы и не про 1/6 часть суши совсем, а как похоже на современную российскую реальность, где общность людей, укушенных телевизором, способна растерзать каждого, кто не похож на них.

Вечера этой осенью перестают быть томными.

Андрей Александрович27 декабря 2015

Северная война

Долгое время среди соотечественников была определенная обида, что забыл почти русских западный кинематограф. Прошел этап осторожного интереса к России, как к противнику времен Холодной войны, закончились девяностые с их робкими попытками выписать из россиян союзника, партнера, пусть и аляповатого, как космонавт в ушанке на разваливающейся космической станции в 'Армагеддоне' и почти все нулевые на долю гостей из большой северной страны доставались лишь роли бандитов, проституток, да коррумпированных олигархов. И вот, свершилось, новый ренессанс русских, которые 'идут'. Только за последние пару лет на тему противостояния опасному восточному соседу переключилась 'Родина', вышли шпионские 'Американцы', 'Агент Картер' гоняет советских агентов, русский президент пьет водку в 'Карточном домике', а норвежцы отличились 'Оккупированными', пожалуй наиболее жестким и злободневным фильмом по теме противостояния с Россией.

Завязка действия несколько надуманная. Пришедший к власти в Норвегии левый премьер-идеалист пытается вывести свою страну на роль лидера 'новой энергетики', ограничив добычу нефти и газа и начав развитие ториевых реакторов. Необдуманные, поспешные действия приводят к потере поддержки со стороны ЕС и очередного поколения продажных и слабых европейских политиков, а Соединенные Штаты уже давно абстрагировались от проблем и забот континента, как и от всех союзнических обязательств. И вот в образовавшуюся в европейской безопасности щель проникают, поначалу тихо, гости с Востока и неопознанные 'вежливые люди'. Конечно с самыми лучшими намерениями - занять на некоторое время несколько норвежских нефтяных платформ, чтобы вынудить несговорчивых скандинавов к возобновлению добычи черного топлива на благо всего мира. Дальше, конечно, больше, ведь коготок увяз, птичке пропасть.

Просмотр сериала россиянам может отравлять сам его сюжет. Все-таки отечество выведено здесь, как явный, очевидный агрессор. Причем тщательно собран, классифицирован и предложен зрителю весь тот багаж гибридных войн и гибридной же дипломатии, который имел место в противостоянии с Грузией, Украиной, Прибалтикой, ну и используется сейчас в Сирии. Вежливый оскал, так сказать. Мягкие уверения в самых лучших намерениях, за которыми идут достаточно жесткие действия. И несмотря на фактастичность сюжета проза буден дает о себе здесь знать. Впрочем русские представлены, не как типично-клюквенные персонажи, а вполне себе живые люди, представители страны с жесткой, но вполне определенной политикой. Проходящие, поначалу, сквозь ошалевшее и оглушенное норвежское общество, как горячий нож сквозь масло.

Действие, поначалу тормозящееся абсурдностью исходной завязки и сдержанной реакцией норвежцев, искренне не понимающих, что происходит ближе к середине разгоняется и вот уже несется на всех парах. Появляющееся сопротивление, противостояние российского посла, параллельно же и фактической главы 'вежливых людей' и норвежского премьера, постепенно проявляющееся осознание обществом реальности, теракты, ответные похищения партизан российскими спецслужбами, ну и неизбежное сползание к открытому противостоянию. Определенные сюжетные натяжки с избытком перекрывает злободневность происходящего, особенно с точки зрения западного зрителя, читающего уже несколько лет похожие истории в своих газетах.

Резюмируя - перед зрителем предстает достаточно яркий политический триллер с открытым финалом, позволяющим надеяться на второй сезон, который, может, разрешит ворох оставшихся нерешенными вопросов и еще более поднимет ставки. Можно, конечно, рассматривать фильм, как антироссийский 'вброс', а можно и видеть в нем памфлет, направленный прежде всего на расслабленность европейского общества и политиков и их неготовность к активному противостоянию с серьезными противниками, будь то гости с востока, или с дальнего юга.

shuran-kutan4 января 2016

Одной из героических страниц Второй мировой войны является битва за Норвегию (абсолютно незаслуженно забытая кинематографистами), ключевое сражение, во многом определившее ход войны, продолжалось почти месяц (9 апреля - 2 мая 1940 года), норвежская армия уступила превосходящим силам противника, но простые норвежцы не смирились с поражением, за последовавшие годы оккупации, они провели целых три демонстрации, (полностью сломив таким образом боевой дух гитлеровцев, вселив в них страх и уныние), освобождение Норвегии войсками Мерецкова являлось обычной формальностью, запуганные мощным норвежским сопротивлением немцы, покорно сдались патриотам, атаковавшим их на двух суперсовременных мотоботах (шлюпках). Поражённые этой циничной демонстрацией технического превосходства, робкие фашисты признали своё поражение.

Прошло семьдесят лет, к юбилею Победы благодарные потомки патриота Квисслинга сняли чудо - фильм, в котором (признавая решающую роль советской армии в освобождении Норвегии) русские выведены оккупантами. Спасибо Норвегия! Спасибо за признательность, можете рассчитывать на нас и впредь!

Фильм сразу же поражает искромётным юмором - США вышли из НАТО (они больше не хотят вмешиваться в конфликты, не имея чёткой стратегии - а как же Ирак, Ливия, Сирия?). Это из той же серии как: Бен Ладен вышел из Аль - Кайды и вступил в комитет бородатых солдатских матерей, а мать Тереза заключила пожизненный контракт с Brazzers. НАТО - не только инструмент политического влияния, но и огромные деньги (все страны - участницы обязаны перевооружиться по её стандартам, догадайтесь, кто же их устанавливает, эти самые стандарты?) Жизнь полна чудес, одно из них - американцы добровольно отказывающиеся от денег.

Дальше ещё смешнее - Норвегия отказывается добывать нефть! Это страна, пятьдесят процентов экспорта которой составляет продажа нефти, видимо мозг норвежцев поражает тот же вирус альтруизма, что и мозг киноамериканцев, наплевав на экономический кризис (неминуемый вследствие резкой перестройки экономики) правительство Норвегии призывает все страны использовать экологически чистый торий. Европа нуждается в энергии, и предложение норвежцев встречает недоумение, а затем и агрессию со стороны европейцев.

Демократически настроенные европейцы пытаются воздействовать на воспалённые мозги норвежцев, используя Россию как европейского жандарма (а для чего существует НАТО, после ухода из которого США, практически целиком состоящее из стран - членов ЕС?). Впрочем это всё мелочи, мы же имеем дело с жанром альтернативной истории, к чему эти придирки. О чём фильм?

О злобной, агрессивной России, о маленькой беззащитной Норвегии? Согласно фильму, Россия контролирует часть норвежских буровых установок, чтобы гарантировать таким образом бесперебойность поставок в Европу. В материковой части страны российских войск нет. Несмотря на отсутствие явных признаков агрессии с российской стороны, свободолюбивые норвежцы организуют мощное (они сами это постоянно подчёркивают, скромно упоминая при каждом удобном случае - мы мощные, мы могучие, что - то знакомое (мы - великие) не правда ли?) движение сопротивления.

Наличный состав движения 'Свободная Норвегия' большую часть фильма состоит из трёх былинных норвежских богатырей: чеченского мальчика Ильяса (его отец был зверски замучен кровавой норвежской гэбнёй, но виноваты в этом конечно же русские), одутловатой бабой - министром безопасности, ощутившей горячий прилив патриотизма в тот момент, когда врачи поставили ей диагноз, предвещающий скорую и болезненную кончину (будучи в здравии, она не помышляла о сопротивлении, убить ведь могут, прямо как в анекдоте про Рабиновича идущего в бой со словами - если меня убьют, считайте коммунистом, а если не убьют, то не надо ), и отмороженным солдатиком с лицом ярко выраженного дегенерата (парень изъясняется исключительно лозунгами, нормальная речь не для него: свободу - Норвегии, русские - вон, мы - мощные, мы - могучие).

Конечно же у русских захватчиков нет шансов против такой сплочённой организации, оккупанты будут с позором изгнаны, демократия торжествует! Если бы всё было так просто, автор идеи (он сам подчёркивает что не писал сценарий) Несбё в своём интервью одному глянцевому московскому журналу (известному замшелыми либеральными взглядами) говорит о том, что идея возникла у него ещё в 2007 году (ещё до коварного нападения огромной, свирепой Южной Осетии на маленькую, беззащитную Грузию), и 'идея заключалась в том, чтобы перенести опыт наших родителей, прошедших вторую Мировую в сегодняшний день... чем готовы рисковать люди ради таких абстрактных понятий как независимость, свобода, демократия, это не про героических норвежцев и зловредных русских'.

Журналист (российский) настойчиво пытается добиться от автора признания агрессивности русских: 'наверное, когда Россия присоединила Крым, вы сказали себе Бинго!'. Писатель вынужден терпеливо, как слабоумному объяснять: 'то, что оккупантом выступает Россия, для меня не важно, я вообще предлагал, чтобы это была вымышленная страна... объясняю ещё раз, моя идея про богатую страну, которая становится жертвой оккупации, но сохраняет привилегии богатой страны'.

Несбё интересует феномен коллаборационизма - что заставляет людей сотрудничать с агрессором? Фильм очень хорошо показывает различные мотивации коллаборантов, для одного (премьер - министр Берг) стремление не допустить настоящей войны, для другого (Дьюпвик) - чувство долга, боязнь за семью, для третьей (Эни) - материальный интерес, ресторан на грани разорения, а русские хорошо платят. Этот фильм про норвежцев, и для норвежцев, чувствуется глубокая симпатия авторов к современным норвежским политикам, они показаны глупыми, амбициозными, трусливыми недоумками. Премьер - министр трусливо соглашается на условия ЕС а затем мужественно спрятавшись на территории американского посольства, начинает строить планы по втягиванию России в настоящую войну. Хорошо показано брезгливое отношение американского посла к 'правительству Норвегии в изгнании'.

Русские не похожи на самих себя в этом фильме (ни одной пьяной рожи, нет икон под которыми мы обычно хлещем из самовара водку, даже татуировок с профилем Сталина, и тех нет), выдержанные (кроме момента с захватом премьера), спокойные, немудрено, ведь русского посла играет потомственная русачка с исконно русским имечком Ингеборга и дворянской фамилией Дапкунайте (вылитая рязанская баба, только кокошника ей не хватает). Бойцы сопротивления выведены как оторванные от реальности отморозки, они совершают теракты ухудшающие ситуацию, приближая открытый военный конфликт, в котором у Норвегии нет шансов (по их собственному признанию), и симпатии не вызывают.

Итог.

Напряжённый, динамичный триллер о слабости современной европейской социал - демократии, и нежелании европейцев умирать за призрачную свободу и демократию. Для тех же, чьи мыслительные способности безвозвратно утрачены вследствие травмирующего воздействия телевизора, и для кого каждое дуновение ветерка представляет собой 'кровавую руку Кремля', короче для живущих под лозунгом 'Обама нынче черноват, это Путин виноват', этот фильм конечно же о коварной российской оккупации, наслаждайтесь.

Режиссёры
«Бессонница», «Нация прозака» и еще 10 фильмов
«Неуместный человек», «Джони Ванг» и еще 12 фильмов
В ролях
«Лиллехаммер», «Реприза» и еще 28 фильмов
«Богатство», «Brist» и еще 1 фильм
«Даг», «Сострадание» и еще 31 фильм
Похожие фильмы
Девушка с татуировкой драконаВ основе фильма - один из десяти любимых романов Стивена Кинга
Здесь можно выразить ваше мнение или оставить комментарий о бета-версии нового КиноПоиска
Теперь ваши действия на КиноПоиске+ будут сохранены в профиле на КиноПоиске
Просмотры
Оценки
Ожидания