Солнечный удар
Россия, 2014
Солнечный удар
5.8
9 727 оценок
Постеры и кадры
Режиссёр
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей», «Жестокий романс» и еще 105 фильмов
В ролях
«Забытый», «Отстегните ремни» и еще 2 фильма
«Защитник Седов», «Сваты 4» и еще 51 фильм
Солнечный удар
Солнечный удар
Год производства2014
СтранаРоссия
Премьера в мире2 октября 2014
Бюджет21 000 000 $
Возраст12+
Время2 часа 55 минут
IMDb5.8
Золотой орел

Лучший фильм, Лучшие костюмы и еще 3 номинации

5
Всего одна ночь с незнакомкой становится для главного героя настоящим наваждением. Этот «солнечный удар» не отпускает его даже в самые «окаянные дни» гибели Российской Империи…
Популярные рецензии
74положительных35нейтральных52отрицательных
Временно запрещено

Проблема «Солнечного удара» в том, что представить школьника, открывшего Бунина после похода в кино, невозможно: в каждой сцене режиссёр смотрится в зеркало и цитирует исключительно сам себя.

Настя КурганскаяThe Village

«Солнечный удар» длится ровно три часа. И при этом на экране почти ничего не происходит. Нет ни действия, ни заметного развития характеров. Спрашивается тогда, ради чего нужен такой огромный хронометраж? Первый час катится вполне гладко, с началом второго начинаешь поглядывать на часы.

Анастасия ГладильщиковаПрофиль
CynepKoT9 октября 2014

И в Крыму

А все-таки, какой великий режиссер Никита свет Сергеевич. Вроде совсем недавно он утомлял нас своей казавшейся бесконечной эпопеей великого кино о великом себе («Солнечный удар» невольно воспринимается идейным продолжением), но только стоило выйти новому фильму и люди снова стройными рядами потянулись в кинотеатры. И никто даже не выходил спустя тридцать минут от начала просмотра, как предрекал Михалков. А это ведь пришел на фильм не какой-то чужой зритель, завезенный из-за рубежа, нет, свой родной. Тот самый, кому грозила немецкая жопа, хищно свесившаяся из нацистского истребителя под свист ложек. Он еще помнит, как вождя макали в торт прямо щербатой рожей, в то время как барин наш косплеил Росомаху и вооружась палками-копалками вел народ на страшный бой на смертный бой. Все равно смотрели, будто это общероссийская повинность такая. Однако на сей раз никакими трилогиями не пугали и «все на просмотр картины второй» титрами не огорошивали. И это правильно, давно уже пора отказаться от этой гнусной традиции дробить один фильм на несколько частей. Все равно же все ходит только на первую. Ругают, конечно, не без этого, даже поносят порой. Зато деньги исправно заносят только за первые части. На вторые же ни ногой, даже пиратские версии качают не очень-то охотно. Ирония в том, что именно вторые части, погребенных под грудой критики горе-франшиз, и оказываются если не сильно качественнее оригинала, то хотя бы бодрее и смотрибельнее, не говоря уже о работе над ошибками.

Еще до великой войны, давшей впоследствии оказию для не менее великого фильма о ней же, случилась в одном государстве война поменьше, правда, с последствиями не менее трагичными. Ну, чего вам об этом рассказывать то, просто оглянитесь вокруг. То-то и оно. Вот и Михалков решил, что не надо очевидные вещи разжевывать. Пусть лучше будет история попроще, скажем, о мальчике и девочке. И правда лучше: за окном чудное лето, стоят прекрасные погоды и золотой свет ласкает всех вокруг. Едва уловимо слышен хруст французской булки и хотя в кадре никто не принимается ежесекундно напевать «Боже царя храни» как-то сразу понятно, что возьмись кто, то если даже и не примутся подпевать, как минимум не удивятся. Мальчику нашему около тридцати лет отроду, он поручик армии Его Императорского Величества и держит свой путь прямо из пункта А в пункт Б. Навстречу ему из пункта В со скоростью около тридцати километров в час (ну, а зачем, скажете на милость, иначе почти все сцены с ней сняты в слоумо) движется Девочка примерно того же возраста. Где то на необъятных просторах России матушки на пароходе «Летучiй» и предстоит свершится судьбоносной встрече, после которой вечер уже никогда не станет томным.

И покуда на экране происходят все эти милые ребячества, случающиеся как водится только с глубоко влюбленными идиотами, все еще не отпускает надежда увидеть что-нибудь в неповторимом и непосредственном стиле Никиты Сергеевича. Но, увы, на экране в это время некому даже сиськами мелькнуть, настолько все благопристойно. Только и остается ждать и надеяться, когда же, наконец, начнут Колчака в крестообразной проруби купать. Или, на худой конец, азиат красноармеец пускай гимназисток румяных прикладом оприходует. Или кто-нибудь из персонажей примется рассуждать с судьбах России, которую мы потеряли. Не может же так быть, чтобы трехчасовое кино о дореволюционной Российской Империи было не об этом обо всем!

Это же просто не укладывается в голове! Тут даже есть целая сюжетная линия про постаревшего Мальчика. Седеющий Мальчик вместе с остальными русскими офицерами и прочими есаулами, казаками и полковниками проиграл войну и решительно не знает, как это произошло. Не то, чтобы не было понятно, как проиграли, нет. Просто как это все случилось? Такая ведь страна огромная потерялась, все же было и учителя английские и музыканты французские, инженеры немецкие, да писатели русские. А поутру они проснулись в стране красных комиссаров. Но Михалкова и это, в сущности, не очень то интересует. Единственное, за что отвечает эта линия – за какую-то светлую грусть, и вовсе даже не надрывную печаль. И тут приходит четкое понимание, что от фильма прошло уже целых два часа. В иных фильмах уже катарсисы случаются, а у тех, кто не умеет просто титры идут. А если фильму всего час осталось идти, а никакой Михалковщины не случилось, то о чем же он тогда вообще? Неужели о любви Мальчика к Девочке. О чистой и всеобъемлющей любви.

Hirondella3 ноября 2014

Спасибо за наше, русское.

Темные, окаянные дни...Холодный ноябрь 1921 года... Потерянный, побитый революцией и гражданской войной человек ожидает своей участи. В голове проносятся картины прежнего счастья: Волга, лето, пароход... Как наваждение. И эти пара летних дней на Волге - эти-то самые дни и есть апофеоз далекой прежней жизни. А теперь всё то прошло, улетело, сгинуло дымкой голубого платка... и ничего не вернуть и не изменить. Царя убили, Бога отринули, женщин омужичили, все прежние идеалы в топку. И рядом честные, благородные, неглупые люди, которые от приступов совести страдают, что 'своими руками...такую страну загубили'. Никто конкретно не виноват, и непонятно, как это всё случилось и с чего всё началось. Тогда ли ещё, когда молодой блестящий поручик на пристани встретил мальчишку деревенского, который всё в недоумении спрашивал: неужели Бога нет и мы все от обезьяны? Тот мальчишка вырос и через 14 лет стал безжалостным красным комиссаром...Или может раньше? В какой именно момент всё покатилось под гору? А главное - зачем? В перевалочном пункте грустно, и холодно, и безнадежно. Одни пострадали за свои идеалы, другие от верности присяге, третьи может за семью или за дружбу, четвертые... а какая разница. Все оказались здесь, в этом странном месте, с цветным прошлым и темным будущим. Проигравшие, поруганные, лишние в своей стране.

В фильме много вопросов ставится. О поисках виноватого. О верности и чести. О последствиях революции, которую пришло время переосмыслить. О морали и нравственности. О том самом истинно-русском, которое мы никак найти не можем (или вспомнить...?). Это самое русское Бунин замечательно передавал, на мой взгляд. И Михалкову из режиссеров пока одному это удавалось. А тут - два в одном. И режиссёр и писатель так совпали, что мне даже страшно было в кинотеатр идти. А вдруг - опять провал? Вдруг пафос? Вдруг искусственность? Вдруг загубит тему революции? Не загубил. Не стыдно за Михалкова. Не стыдно в кои-то веки за наше кино. Молодец Никита Сергеевич. Сколько его ни костерят, а понимает человек, как надо... понимает.

Никаких почти спецэффектов, зато много режиссерских находок. Тут тебе и символы: коляска, платок, часы, листок из книги Дарвина, фотокарточка, крестик... и метафоры: пароход уплывающий, работа механизма как постельная сцена... И это чисто Бунинское погодно-аллегорическое: жара и солнце в воспоминаниях и серо-беспросветное небо настоящего. Актеры все как на подбор - от мальчишки-попутчика до доносчика-полковника отыграли характеры. У каждого в глазах - судьба. Единственная претензия к Виктории Соловьевой - мать она сыграла не очень убедительно. Впрочем, как только дети исчезли из кадра, исправилась.

Спасибо за сюжет, за красоту и за идеи.

9,

RomanSon1325 сентября 2015

Как это всё случилось..?

Мы всё видели, всё понимали. Думали обойдется... а не обошлось. Какую страну загубили... целый мир.

Об этом фильме я впервые услышал из новостных сводок, а именно: 'Солнечный удар' выдвинули на соискание премии 'Оскар' от российской стороны. Но оценить эту картину я решился только тогда, когда мне её посоветовала посмотреть собственная мама.

Фильм повествует о послереволюционных годах непростого для страны времени, когда к власти пришли большевики, что по сути привело к гибели Российской империи. Офицеры, солдаты и казаки, участвовавшие в сопротивлении, подписали акт капитуляции, который обязывал их оставить свои позиции и вернуться в социалистическую Россию.

Главный герой всё время задаёт себе одни и те же вопросы: Зачем всё это..? С чего всё началось..? Он не понимает, как его простая и комфортная жизнь офицера, со своими радостями, взлётами и падениями могла превратиться в тот ужас, в котором он сейчас находится. На протяжении всего фильма мы наблюдаем всплывающие воспоминания героя о прошлой жизни, о его мимолётной любви, которую он никогда не забудет, о мальчике по имений Егорий, который часто задаётся вопросами о теории эволюции Дарвина.

Вот ваш батюшка, отец Василий, вот он точно от обезьяны! 10 рублей за освещение крестика...

Практически все его воспоминания были связаны именно с той самой загадочной девушкой, чьего имени он даже не знал, но успел страстно полюбить. Герой не переставал о ней думать даже в самые сложные моменты своей жизни. Чувства между ними были искренними и настоящими, но вместе с этим мимолётными.

То, что случилось с нами обоими - это был солнечный удар, а это нельзя надолго, от этого сгорают

Кто еще не успел посмотреть данную картину, сделайте это как можно скорее. Фильм очень приятный, спокойный и интересный. Хоть он и идёт на протяжении трёх часов, время пролетает незаметно. Начинаешь задумываться не только об истории революции 1917 года и её последствиях для страны, но и о самой жизни, о людях, живших в то время, и, конечно, о таком прекрасном чувстве, как любовь.

Факты

В основу фильма легли два произведения Ивана Бунина: одноимённое «Солнечный удар» и «Окаянные дни».

По словам Никиты Михалкова, он шёл к этому сценарию 37 лет и от руки переписывал произведения Ивана Бунина, чтобы понять, как они сделаны.

Режиссёр
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей», «Жестокий романс» и еще 105 фильмов
В ролях
«Забытый», «Отстегните ремни» и еще 2 фильма
«Защитник Седов», «Сваты 4» и еще 51 фильм
Факты

В основу фильма легли два произведения Ивана Бунина: одноимённое «Солнечный удар» и «Окаянные дни».

По словам Никиты Михалкова, он шёл к этому сценарию 37 лет и от руки переписывал произведения Ивана Бунина, чтобы понять, как они сделаны.

Здесь можно выразить ваше мнение или оставить комментарий о бета-версии нового КиноПоиска
Теперь ваши действия на КиноПоиске+ будут сохранены в профиле на КиноПоиске
Просмотры
Оценки
Ожидания