Ностальгия
Италия, СССР, 1983
Ностальгия
8.0
5 647 оценок
Постеры и кадры
Режиссёр
«Андрей Рублев», «Сталкер» и еще 45 фильмов
В ролях
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей», «Тот самый Мюнхгаузен» и еще 89 фильмов
«Шепоты и крики», «Сцены из супружеской жизни» и еще 107 фильмов
«Интервью с вампиром», «Закон противоположностей» и еще 15 фильмов
Ностальгия
Nostalghia
Год производства1983
СтранаИталия, СССР
Премьера в мире1 июня 1983
Премьера в США7 января 1984
Возраст16+
Время2 часа 5 минут
IMDb8.2
Каннский кинофестиваль

Лучший режиссер, Приз экуменического (христианского) жюри и еще 1 номинация

3
Русский писатель Андрей Горчаков приезжает в Италию в поисках биографических следов крепостного музыканта Павла Сосновского, некогда посетившего эти места. Поиски примет эмиграционных дней жизни музыканта - это и есть то, что связывает Горчакова c переводчицей Юдженией, беспомощно пытающейся понять причину тоски русского друга посредством томика стихов Арсения Тарковского.
Популярные рецензии
19положительных4нейтральных1отрицательная
Временно запрещено
Goldin
Goldin20 февраля 2010

Один плюс один равно один

Свою рецензию я начал с неправильного равенства, которое красовалось в одной из сцен фильма на заднем плане. Оно изображало в численном виде слова одного из героев фильма: 'Если сначала выпустить одну каплю, а потом вторую, то все-равно они образуют одну'. Мне кажется, что эта фраза является одной из ключевых в данной кинокартине Андрея Тарковского.

Фильм называется 'Ностальгия', но в каком смысле употреблено название? Да, оригинальная расшифровка, что это - тоска по родине, однако в картине символизируется не только тоска главного героя по России, но и по так называемому другому жизненному пути: он понимает, что покинутый им на 'развилке' путь как раз и являлся истинным, самым правильным - его родиной. Но Андрей предпочел своей жизни другое течение, которое на тот момент было более подходящим по жизненным ситуациям - он уезжает в Италию, тем самым покидая жену с ребенком ради своей же выгоды. Верная дорога покинута, но герой не догадывается об этом до того момента, пока не понимает, что человек, о котором он хотел писать биографию и есть воплощение его самого.

Тарковский в лучших своих традициях задерживает изображение на более важных для зрителя моментах, давай тем самым вникнуть в них под корень. Из этих же пауз начинают вытекать некие образы, давая логические объяснения прошлым. И так далее. В итоге зритель складывает для себя логическую цепочку и формулирует законченный смысл фильма, который у многих выходит разный, в зависимости от предпочтений и душевных ран - это и является главным гением всех фильмов режиссера.

Как же выбрать истинный путь и не ошибиться при внеочередной развилке судеб? Ответ один - никак. Выбор делать сложно, особенно когда он стоит между самим тобой и твоими ближними, каждый вариант окажется со своими ранами и кошмарами, а выход будет лишь из одного тоннеля. Вы никогда не сможете изначально узнать истинный путь. Но слова местного психа говорят нам: 'Если вы ошиблись дорогой, вернитесь на развилку и сделайте выбор заново'. И забыл еще сказать, что здешний псих - это человек, который ошибся своей дорогой. За это его все считают ненормальным, но активно слушают на площади. Так может он лучше знает, как сделать правильный выбор?

Очень хотелось бы сказать относительно 'капель, соединяющихся в одну' - это символизирует государство, про которое активно говорил мужчина на памятнике, что граница между двумя путями образуется из-за жизненного барьера стран, людей, морали и прочего. Если бы не было так называемых 'жизненных' границ, не было бы у человека и выбора. С какой-то стороны так жить легче, но с другой человек бы перестал быть человеком: повсюду бы последовала бесконечная жизненная линейность.

Если понимаете, что ошиблись путем - никогда не идите дальше. Просто вернитесь на развилку и поверните в другую сторону, все еще наладится. Но постарайтесь понять это как можно раньше: может стать уже слишком поздно, и ностальгия будет изнашивать вас всю жизнь.

'Ничто не истина - все дозволено' (с) Альтаир.

Sof_
Sof_5 апреля 2016

Жизнь проста, нужно лишь вернутся туда, где вы вступили на ложный путь

Андрей покинул Москву и семью. Он путешествует по Италии и пишет книгу про русского композитора Сосновского. Тоска насколько сильна в Андрее, что в кармане его пальто всегда ключи от дома и он представляет, как вернется и наденет пиджак, который уже 3 года висит в шкафу. Сопровождающая его итальянка Юджения не понимает причины его тоски. А самым близким человеком становится душевнобольной Доминик. Андрей не считает его сумасшедшим, он считает, что у него вера, и что он близок к истине.

Судьбы Андрея и Доминика как бы перекликаются. Доминик запер свою семью, чтобы не видеть конца света. Андрей корит себя за то, что оставил своих детей, за то, что годами не видит солнца – в момент этого монолога даже не понятно, кто именно из героев его произносит.

Этот фильм Тарковского также очень интимен. В нем выражено его сожаление о том, что он покинул Россию, сожаление о разрыве с семьей, грусть о детстве, понимание невозможности возвращения (и в детство и на родину).

Тарковский видит возможное решение – это единение с другими людьми (глобально), это способность видеть других людей. Финал тяжелый – хоральная симфония Бетховена так и не прозвучала (единения человечества не произошло), Андрей не может вернуться к тому моменту, когда вступил на ложный путь.

9,

BroonCard
BroonCard26 сентября 2016

'С ума сошла' (c) Андрей

Тарковский – бесспорно потрясающий режиссёр, который задавал стандарты не то что Советскому кинематографу, а всему мировому кинопроизводству. Свой статус, как неоспоримого мастера, он пронёс через всю жизнь, сохранив его и на смертельном одре, что постиг его в крайне молодом, для творца, возрасте: 54-е года. Фильмом 'Ностальгия', своим предпоследним творением, Андрей Арсеньевич лишь подтвердил то, что недавно я говорил о нем, а именно своё интернациональное влияние на создание кинокартин, ибо здесь пред зрителями предстаёт лента, что была создана совместными усилиями стран Италии и Советского Союза.

Данное кино 1983-го года – это вольное размышление на тему внутренней рефлексии касательно собственного одиночества вдали от дома. Это сентенциозная драма, повествующая о душевной болезни человека, исцеление от которой словно вода, чья тема столь часто поднимает в хронометраже картины, – чем дальше, тем её меньше, так как душевный источник все более исчерпывается и исчерпывается, подобно и дождям, что перестают идти, а лужи сохнут, словно подвергающиеся очистке обезвоженные минеральные кладези влаги, – истекает из человека, что не в силах более остановить этот поток, потому как банально не в силах вернуться назад, домой. Туда, где он дорог и где ему рады. Почему? Потому как пребывая в чужой стране он не был претворен физически, но он был абсолютно изменён морально: осознание факта, что везде люди одинаковые по своей сути, что нигде нет места 'безумным отщепенцам социума', которые столь же не любимы обществу в любой точке мира, даже вдали от своей земли, где их ранее и постигло данное 'клеймо'. Желание держаться вместе с душой ему единственному понятной борется с вожделением увидеть родные края, увидеть родных, которые пребывают в той среде, где он, главный герой Андрей в блистательном исполнении Олега Янковского, не способен жить. Картина, рассуждающая о столь банальном экзистенциализме подобного существования, и в то же время показывающая его как истинно многоуровневый конфликт с самим собой, тяжелое, медленное разложение души в плане нелинейного, долгоиграющего, сложного процесса не просто хандры, а Апокалипсиса людской души.

По способам взаимодействия со зрителем через необыкновенную операторскую работу Джузеппе Ланчи, Тарковский ведёт со зрителем личностный диалог, обсуждая с каждым по-своему темы необходимости и извечной муки любви, темы безумства или истинной нормальности, темы абстрактности наук и искренности людских чувств, моральных норм и эмоций. Мир вокруг нас – это то, что видит человек, почему и формируется он благодаря сознанию людскому, то есть сознанию существа, которе представляет из себя в своей норме нечто антисистемное, почему разъяснять сей свет через матрицы, вычисления и законы – глупость, если дело касается человеческого, индивидуального понимания порядка, чистоты, свободы и прочего. Потому-то, повторюсь, и 'аудиенция' является личностной: каждый человек находит в данном фильме нечто для себя, нечто своё, нечто что ему придётся по нраву, но в тоже время и что-то, что явно ему не понравится.

Используя в качестве основных музыкальных мотивов киноленты 'Реквием' Верди и 'Симфонию №9' Бетховена, Тарковский словно балансирует на грани упадка и апогея, демонстрируя тем самым или крайние низы, или моменты бескомпромиссного возвышениях, которые особенно чувствительны благодаря блестящему, классическому музыкальному сопровождению. Чувства героев и чувства зрителей в один момент сливаются в один сплошной сонм, ввиду чего оторвать взор от экрана невозможно: зритель радуется, плачет, переживает, размышляет вместе с героями, которые, наблюдая Армагеддон внешнего мира где-то в кулуарах осознания понимают, что данное всепоглощающее пламя развернуло своё разрушительное действие лишь в них самих, затронув мир как раз тем, что они сами в нем до сих пор существуют.

Выуживая из множества моментов некоторые себе подходящие смыслы, или же впитывая весь фильм как догму, 'перекраивая' собственное мировоззрение, либо просто оставаясь в непонимании от картины, почему и негодуя, смотрящий данную ленту человек однозначно не сможет сказать, что остался совершенно без какого-либо впечатления.

Многогранное, сложное для просмотра из-за множества метафор да аллюзий кино, обладающее не только значительным пластом смысловых вопросов и их обсуждением, но и великолепными видами человека, природы, творений искусства, созданного людьми, что в конечном результате на суд зрителю предоставляет картину, способную удивить и возбудить не только в плане внутренней рефлексии, пищу для которой даёт 'Ностальгия', но и в плане отрады визуальному наполнению. Прекрасный фильм, который следует посмотреть любителю именно кино, любителю сего искусства, человеку ценящему и понимающему тот факт, что через свои картины автор пытается не только развлечь, заинтересовать или изменить зрителя: в первую очередь автор представляет своё видение той или иной темы, пытаясь нечто от себя сообщить человеку, сидящему за экраном.

P.S. Спасибо за внимание.

Факты

Для создания подходящего образа Тарковский увез Янковского в Италию и оставил его одного в одном из отелей на несколько дней.

Режиссёр
«Андрей Рублев», «Сталкер» и еще 45 фильмов
В ролях
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей», «Тот самый Мюнхгаузен» и еще 89 фильмов
«Шепоты и крики», «Сцены из супружеской жизни» и еще 107 фильмов
«Интервью с вампиром», «Закон противоположностей» и еще 15 фильмов
Факты

Для создания подходящего образа Тарковский увез Янковского в Италию и оставил его одного в одном из отелей на несколько дней.

Здесь можно выразить ваше мнение или оставить комментарий о бета-версии нового КиноПоиска
Теперь ваши действия на КиноПоиске+ будут сохранены в профиле на КиноПоиске
Просмотры
Оценки
Ожидания