Ностальгия
Италия, СССР, 1983
Ностальгия
8.0
5 530 оценок
Постеры и кадры
Режиссёр
«Андрей Рублев», «Сталкер» и еще 45 фильмов
В ролях
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей», «Тот самый Мюнхгаузен» и еще 88 фильмов
«Шепоты и крики», «Сцены из супружеской жизни» и еще 105 фильмов
«Интервью с вампиром», «Закон противоположностей» и еще 15 фильмов
Ностальгия
Nostalghia
Год производства1983
СтранаИталия, СССР
Премьера в мире1 июня 1983
Премьера в США7 января 1984
Возраст16+
Время2 часа 5 минут
IMDb8.2
Каннский кинофестиваль

Лучший режиссер, Приз экуменического (христианского) жюри и еще 1 номинация

3
Русский писатель Андрей Горчаков приезжает в Италию в поисках биографических следов крепостного музыканта Павла Сосновского, некогда посетившего эти места. Поиски примет эмиграционных дней жизни музыканта - это и есть то, что связывает Горчакова c переводчицей Юдженией, беспомощно пытающейся понять причину тоски русского друга посредством томика стихов Арсения Тарковского.
Популярные рецензии
18положительных4нейтральных1отрицательная
Временно запрещено
Andy Bell17 ноября 2011

Русская тоска дома и за границей

Мне довелось увидеть Италию почти такой, какой она показана в 'Ностальгии', максимально приближенной к России по погоде со сплошными дождями, но как же она при это этом была все-таки не похожа ни на Россию, ни на Италию Тарковского. Как она была нацелена на радость, как искала ее и как торжествовала, когда находила. Мы с женой ехали в поезде в Феррару после недели жуткого и неожиданного циклона в мае. Город этот выбрали только потому, что во всей Италии в тот момент только там была нормальная погода. При первом луче солнца весь вагон поезда стал аплодировать и долго не мог остановиться.

Тарковский же показал Италию своей души, Италию души вынужденного иммигранта, который едва ли не в первой реплике заявляет, что ему надоели местные красоты. Фильм о том, как разным культурам не дано понять друг друга. О том, как разным людям не дано понять друг друга. Единственная родственная душа, которую нашел главный герой в Италии - сумасшедший, который в финале сжигает себя. Он прошел мимо любви красивой женщины, потому что она никогда не поймет его тоску по нашей бедной природе, нашей неяркой жизни, нашей тоски по тоске, наконец. Все это показано в параллели с историей действительно существовавшего русского композитора XVIII века, который, не выдержав ностальгии, вернулся из Италии, где был обеспечен и свободен, в Россию, где снова стал крепостным, а потом спился и умер. Но для него этот катастрофический выбор был единственно возможным. Сам Тарковский сделал иной выбор, а результат был почти таким же. Оказывается, за границей русская тоска, оторванная от своих корней, убивает еще быстрее, чем дома.

MC LOUD
MC LOUD23 сентября 2014

Для меня, картины Тарковского, как, наверное, и для многих, это всегда загадки. Признаться, я до сих пор не могу разгадать «Солярис». Фильмы это замечательного режиссера, гения, картины которого навсегда останутся бриллиантами мирового кинематографа, это всегда некая «паутина мыслей», некий «бесконечный запутанный клубок», на распутывание которых порой уходит целая жизнь.

«Ностальгия» - это лента, которая стала для меня загадкой не меньше, чем «Солярис». Честно говоря, первое время просмотра, я вообще особо не понимал, о чем собственно идёт речь. Однако позже, когда фильм подходит примерно к середине своего времени, «паутина» на какой-то момент словно распутывается, но только лишь для того, чтобы вновь окунуть зрителя в бесконечную череду образов, метафор, которые, на самом деле, очень тесно связаны между собой – надо только понять как.

Операторская работа, как и во всех фильмах Андрея, на высоте. Такое чувство, что все эти кадры (порой, очень длинные, как и любил маэстро) – это настоящие художественные фотографии, которые украсили бы лучшие выставки.

Картина прекрасно передает атмосферу тоски, бесконечной ностальгии по чему-то. То ли по Родине, то ли по детству. А может по любви? Складывается ощущение, что сам герой, которого замечательно сыграл Янковский, пытается понять, а что же действительно так сильно тревожит его душу.

Однако, сам не знаю почему, но я не могу сказать, что этот фильм понравился мне больше тех же «Сталкера» (кстати, местами, а точнее пейзажами, мне «Ностальгия» этот фильм напомнила) или «Солярис». Безусловно, чувства лента передала, загадок оставила еще на просмотров десять, если не больше. Но, все-так, фильм показался мне немного скучноватым. А может быть, в этом и была задумка режиссера? Скука очень часто порождает тоску.

shaixe
shaixe4 января 2016

Предпоследний фильм великого русского режиссера

Каждый фильм Андрея Арсеньевича Тарковского - это не только прекрасная кинолента с глубоким смыслом и вторым дном, но и очень личное кино. Конечно, его картины можно смотреть в отрыве от биографии самого режиссера и получать от них удовольствие, но, зная, что происходило с самим Андреем Арсеньвичем во время съемок той или иной киноленты, гораздо сильнее проникаешься тем, что показывает автор. Так, 'Ностальгия' была снята как раз в тот период, когда Тарковский покинул СССР и стал жить на чуждом ему Западе. В контексте его личных переживаний 'Ностальгия' воспринимается несколько иначе, глубже и сильнее проникая в душу зрителя...

Однако, самое парадоксальное заключается в том, что сюжет его предпоследнего фильма был написан до самой эмиграции, но в то время, когда вопрос о том, что Тарковский будет жить за границей, уже был решен. Фактически, Андрей Арсеньевич предчувствовал свою тоску по родине, но оставаться в СССР уже физически не мог...

В самом же фильме рассказывается история писателя Андрея Горчакова (сыгранного великолепным Олегом Янковским), который в поисках следов своих предков отправляется за границу и оказывается в ситуации, когда вернуться домой просто невозможно. Он не понимает людей, живущих в Италии, не принимает их мировоззрения, а сам медленно не верно начинает сходить с ума от тоски. Он тоскует по родине, по людям, которые окружали его в детстве, по тому, что навсегда осталось в прошлом...

В этом сюжете каждый зрителя найдет что-то свое. Открывать скрытые послания и тайный смысл происходящего - отдельное, мало с чем сравнимое удовольствие и Тарковский - один из немногих режиссеров вообще, который дарит нам такую возможность.

Отдельно хочется отметить финальную сцену фильма. Она производит настолько сильное впечатление, насколько вообще может поразить кино как искусство. Даже сам Андрей Арсеньевич, уже зарекомендовавший себя гениальными 'Зеркалом' и 'Сталкером', не удивлял нас раньше так сильно, как в последние мгновения 'Ностальгии'.

Лично я считаю Тарковского лучшим русским режиссером за всю историю. Каждый его фильм - это настоящий шедевр, бриллиант от мира кинематографа. Его предпоследняя кинолента, не смотря на то, что снималась в совершенно других условиях, не стала исключением и вновь поразила зрителей до глубины души. Конечно, не каждый в состоянии оценить творчество Андрея Арсеньевича, но ведь высокое искусство никогда не было массовым, не правда ли?

Факты

Для создания подходящего образа Тарковский увез Янковского в Италию и оставил его одного в одном из отелей на несколько дней.

Режиссёр
«Андрей Рублев», «Сталкер» и еще 45 фильмов
В ролях
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей», «Тот самый Мюнхгаузен» и еще 88 фильмов
«Шепоты и крики», «Сцены из супружеской жизни» и еще 105 фильмов
«Интервью с вампиром», «Закон противоположностей» и еще 15 фильмов
Факты

Для создания подходящего образа Тарковский увез Янковского в Италию и оставил его одного в одном из отелей на несколько дней.

Здесь можно выразить ваше мнение или оставить комментарий о бета-версии нового КиноПоиска
Теперь ваши действия на КиноПоиске+ будут сохранены в профиле на КиноПоиске
Просмотры
Оценки
Ожидания