Причастие
Швеция, 1962
Причастие
8.1
2 383 оценки
Постеры и кадры
Режиссёр
«Персона», «Стыд» и еще 120 фильмов
В ролях
«Стыд», «Персона» и еще 120 фильмов
«Шепоты и крики», «Молчание» и еще 68 фильмов
«Голод», «Седьмая печать» и еще 47 фильмов
Причастие
Nattvardsgästerna
Год производства1962
СтранаШвеция
Премьера в мире8 февраля 1963
Премьера в США4 апреля 1963
Возраст16+
Время1 час 21 минута
IMDb8.1
Этот фильм о протестантизме и о вере. Пастор Томас Эрикссон, терзаемый вечными вопросами: «А есть ли Бог? А если его нет, то скоро ли Он будет?» Но ведь проповедник - ничто без своей паствы.
Популярные рецензии
13положительных1нейтральная1отрицательная
Временно запрещено
КиноПоиск16 сентября 2008

Монолог о Боге.

Все действие картины укладывается в течение одного дня: от восхода, когда проводится утренняя служба, вплоть до вечернего богослужения. Лента начинается с того, что кинокамера показывает нам помещение небольшой церквушки: пара рядов скамеек, алтарь, орган. Идет служба, священник по имени Эрикссон читает текст, делает это монотонно, совершенно без эмоций, похоже, что он выполняет наскучившую до нельзя процедуру. Несколько человек пришедших на проповедь невыносимо скучают, ребенок спит, взрослые блуждают бессмысленными взглядами по стенам.

Чем ближе окончание проповеди, тем яснее, что каждому из находящихся в церкви хочется поскорее «отмучится» и уйти, наконец, по своим делам. Вот, наконец, произносится последнее слово, все склоняют головы, это значит что священнодействие закончено. Священник с помощником прибирают помещение, а горожане торопятся к выходу. С первых же минут просмотра нам становится понятно, что в очередном своем фильме режиссер обратился к теме религии.

Вера человека это чрезвычайно запутанный и сложный для анатомирования предмет. Ведь она (вера) включает в себя колоссальное количество нюансов, каждый из которых влияет на отношение человека к миру. Их так много, они настолько разнообразны, что, невозможно рассказывая о вере воссоздать каждый из этих моментов. А значит, повествование никогда не будет полным и те, кто его слушал, неизбежно получат неполную информацию, которая не сможет помочь им найти ответ. Это приводит нас к выводу о том, что любой разговор о вере, в конечном итоге будет незаконченным, и ожидать от него чего-то принципиально нового, переворачивающего мировоззрения нельзя. Фильм «Причастие» это не развенчание религии и веры, это перенесенный на кинопленку внутренний диалог Бергмана, который в свое время очень разочаровался в религии и затем посредством творчества перенес свои размышления на экран.

Мрачная, давящая на психику атмосфера ленты: постоянная непогода, тучи, тусклый свет помещений, подчеркивает состояние дисгармонии, в котором находится священник. Он подобен кораблю, попавшему в шторм, и потерявшему всяческие ориентиры, его душу раздирают сомнения. Вера Эрикссона в Бога уже давно поколеблена, слишком много зла он видел на Земле что бы продолжать верить во всеблагого и всепрощающего Господа. Мы видим, какую муку причиняют ему любые разговоры, очевидно, эта боль следствие разлада творящегося в душе. Даже Марта - учительница, которая его любит, серая, невзрачная женщина, окружившая священника вниманием, вызывает у Эрикссона лишь негативные эмоции.

Он все ещё проводит проповеди, но уже не может духовно поддержать прихожан, вселив в них уверенность посредством своей веры. В конечном итоге его сомнения оборачиваются трагедией для одного из жителей городка. Совершенно очевидно что Эрикссон потерял всякую связь с людьми, намеренно ли он это сделал или же такая ситуация сложилась сама по себе, просто из-за того что Эрикссону в какой-то момент стало на все наплевать, неизвестно (я склоняюсь к последнему, так как Эрикссон по сути своей не злой человек).

Образ Эрикссона созданный актером Гуннаром Бьернстрандом чрезвычайно глубок, смотря на его поведение невозможно до конца понять, что же движет этим человеком. Какие мотивы его слов и поступков? Трудно списать всё на простое равнодушие и апатию, в которую погружен священник, это был бы слишком простой ответ. Беседы, которые он ведет на протяжении всего фильма, мысли, которые нам озвучивают, создают обширный интеллектуальный пласт, содержащий внутри себя множество вариантов ответов. Этой недоговоренностью, неочевидностью и ценен данный фильм, ведь лента не навязывает зрителю конкретный ответ, она не принимает за него решения. Наверно это следствие того, что Бергман так и не пришел для себя к какому-то окончательному ответу.

Картина получилась максимально объективной в вопросе веры и религии, она содержит в себе богатый материал для размышления, а сильные диалоги которые ведут основные персонажи, непростые ситуации в которых они оказываются, призваны служить наглядной иллюстрацией мыслей режиссера. Естественно фильм не сделает из верующего атеиста, или же наоборот, но, безусловно, заставит крепко задуматься.

9 из 10

Quoon30 декабря 2008

Вопрос ребром

Фильм, который ставит вопрос ребром и не приемлет компромиссов. Не приемлет ответа «Не знаю». Не приемлет слабости и нерешительности. Фильм простой, минималистичный, статичный, вязкий, пасмурный, трагичный и безрадостный. Фильм, начисто лишённый пафоса и почти не имеющий сюжета. Фильм о вере в Бога, о человечности и о долге. О том, как связаны вера в Бога, человечность и долг. Фильм-зарисовка, содержащий даже некоторую долю горькой иронии.

Наверное, я написал уже слишком много слов, ничего не проясняя. Но в этой картине великого шведского режиссёра так мало событий, действия и вообще каких-либо изменений, что если я поясню ещё хоть что-то, то расскажу всё. «Можно верить и в отсутствие веры», - поёт в одной из лучших песен Вячеслав Бутусов, и эту фразу можно отнести к фильму «Причастие»: МОЖНО не верить, но НЕЛЬЗЯ сомневаться. Особенно, если от твоей веры и уверенности зависит НЕ ТОЛЬКО твоя жизнь.

КОМУ СМОТРЕТЬ: атеистам, верующим и агностикам.

КОМУ НЕ СМОТРЕТЬ: плюющимся от монохрома и любящим динамику в кино.

СРАВНИТЬ С: «Евангелие от Матфея» П.П.Пазолини.

Kvertoff19 ноября 2013

SFF: Швеция

Череда разочаровавших меня фильмов явно затянулась. Очередное кино из SFF оказалось совершенно не в моем вкусе. В рамках той же шведской программы я ранее ознакомился с 'Земляничной поляной' Ингмара Бергмана. Уже тогда я удивился, что всеми расхваленный фильм показался мне простоватым по сути. Но 'Причастие' еще больше усугубило это впечатление. Поклонники Бергмана превозносят маэстро, как гения, а в его фильмах выискивают тайные метафоричные символы. Но что тут гениального и глубокого? Разгадка же лежит на поверхности! Тут, как обычно, следует влепить мне минус, проворчав, что этот дурак ни черта не смыслит в кино. Возможно, это так. Оправдываться не стану, но объясню, как я понимаю суть фильма.

Пастор Томас Эрикссон далеко не первый и не последний человек на Земле, которого терзают вечные вопросы о существовании Бога. Логично было бы спросить, зачем он тогда проповедует слово Божье, если сам в него не верит и живет не по-христиански. Это хороший вопрос, на который найдется ответ. На Бога он, так сказать, обиделся, потому что тот забрал его любимую супругу четыре года назад. А как мы знаем из Библии, истинная вера как раз таки познается в страданиях (вспомните притчу об Ионе). В общем, к пастору за помощью обращается супружеская пара. Йонас боится, что у китайцев есть атомная бомба, но пастор не может подобрать слова для утешения. Он вываливает на параноика сверху еще свои сомнения, чем и добивает его окончательно. И это человек, который должен вести паству по пути благоразумия!

На этом странности пастора не заканчиваются. Есть еще линия с учительницей Мартой, которая всячески навязывает себя, но Томас грубо отказывается от ее ухаживаний. Верит ли Марта в Бога? Нет. В церковь она бегает только ради любимого пастора. В общем-то, она этого никогда и не скрывала. Минимум действий сопровождается возвышенными рассуждениями о банальных истинах. А концовка вообще меня поразила. О чудо! Кривоватый служка объясняет пастору значение священного писания! Так и хотелось сказать: 'Спасибо, КЭП'. Но, видимо, для пастора эта истина открылась впервые, потому что в момент произошла переоценка его веры. На этом, собственно говоря, Ингмар Бергман перестал тянуть кота за хвост и резко обрубил фильм. Столько пафоса, театральных истерик и нескончаемой рефлексии потребовалось для того, чтобы пастор узнал то, что сам должен знать и уметь объяснять другим!

Извините, если кого-то обижу своими словами, но гениальность в этом фильме увидит только тот, кто очень мало читал книг. Ибо вопросы религии и веры очень часто поднимались в литературе. Фабула о том, как главный герой находил путь к Господу, одна из самых популярных в классике. Здесь эта тема раскрыта далеко не самым лучшим образом. Скучно и претенциозно.

Факты

Съёмки фильма проходили в ноябре 1961 года в Даларна, рядом с Орса Финнмарк.

В день отснимали довольно мало сцен. Это было связано с тем, что во-первых сами ноябрьские дни были короткие, а во-вторых актёр Гуннар Бьёрнстранд чувствовал себя плохо и не мог подолгу работать.

Режиссёр
«Персона», «Стыд» и еще 120 фильмов
В ролях
«Стыд», «Персона» и еще 120 фильмов
«Шепоты и крики», «Молчание» и еще 68 фильмов
«Голод», «Седьмая печать» и еще 47 фильмов
Факты

Съёмки фильма проходили в ноябре 1961 года в Даларна, рядом с Орса Финнмарк.

В день отснимали довольно мало сцен. Это было связано с тем, что во-первых сами ноябрьские дни были короткие, а во-вторых актёр Гуннар Бьёрнстранд чувствовал себя плохо и не мог подолгу работать.

Здесь можно выразить ваше мнение или оставить комментарий о бета-версии нового КиноПоиска
Теперь ваши действия на КиноПоиске+ будут сохранены в профиле на КиноПоиске
Просмотры
Оценки
Ожидания